Медиация на практике: эффективность и особенности применения

Нередко вынесение судебного решения не означает действительного разрешения конфликта, а напротив, провоцирует его эскалацию. Не только проигравшая, но и выигравшая сторона может оказаться не удовлетворена результатом.

Когда люди оказываются в суде или в милиции, они почти всегда находятся в конфликте с кем-то другим или с обществом в целом. Им кажется, что другой человек ущемляет их права, а тот,  другой, напротив, полагает, что это на его права посягают.

Судебное разбирательство предполагает противостояние сторон и часто еще больше нарушает отношения между ними.

Как мы можем реализовать уважение к соблюдению прав человека, имея дело с такими проблемами? Лучше всего, если каждая из конфликтующих сторон будет способна понять взгляды, ценности и желания друг друга. Для этого каждый должен уважать права другого и действовать в соответствии не только со своими нуждами и желаниями, но и с нуждами и желаниями других.

Это может быть обеспечено альтернативным суду способом разрешения споров – медиацией.

Медиацией (от латинского mediatio - посредничество) является форма альтернативного урегулирования споров, целью которого является содействие двум (или более) сторонам спора достичь обоюдного и взаимовыгодного соглашения при участии и под руководством нейтрального третьего лица - посредника (далее медиатора), не имеющего права выносить обязательное для сторон решение.

 

ГДЕ ПРИМЕНЕТСЯ МЕДИАЦИЯ

В течение многих веков медиация успешно применялась в межгосударственных отношениях, в улаживании конфликтов между семьями, соседями, политическими партиями, профессиональными, религиозными и иными общественными группами, в парламентской процедуре. В наше время значимость медиации и входящих в ее инструментарий методов также велика. Она применяется не только в семейных и трудовых конфликтах, но и в имущественных спорах любого уровня, в том числе между компаниями, между менеджментом корпорации и ее акционерами, а также в противоречиях между субъектами международного права.

Большой интерес представляет опыт применения медиации в сфере столкновения интересов крупного бизнеса. Уже на протяжении нескольких десятилетий американские корпорации успешно используют ее в своей деятельности, прибегая к судебным разбирательством только после попытки найти взаимоприемлемое решение с помощью медиации. Это позволяет им экономить сотни миллионов долларов на судебных исках. Крупнейшие корпорации ("General Electric", "Motorola", "Toyota" и многие другие) признают, что более 50 процентов споров разрешается посредством медиации.
 

ТРУДНОСТИ МЕДИАЦИИ

Люди очень отличаются друг от друга. Есть различия в семейном, социальном и культурном фоне,  условиях развития, в личностных характеристиках, установках и ценностях, в  умении эффективно общаться, в интеллекте, в способности к пониманию и т.д. Как наши различия, так и сам конфликт часто приводят к невозможности эффективной коммуникации в переговорах, неспособности понять, что другие думают, чувствуют и во что верят, нежеланию действовать с уважением к потребностям, мнениям и правам других.  

Когда такое случается, люди могут считать, что у них нет другого выхода, кроме обращения в суд, вызова милиции или даже агрессивных действий против других.

Например, каждый из супругов при разводе яростно сражается за ребенка, старается перетянуть его на свою сторону, добиться,  чтобы ребенок жил с ним. Если же спросить, зачем он (она) это делает, наиболее вероятные ответы обоих будут: "Чтобы ребенку было лучше", "Я люблю его и хочу быть с ним". На самом деле эта позиционная борьба безмерно вредит ребенку и разрушает его отношения с родителями, т.е. интересы, в действительности, не удовлетворяются.

Поэтому во многих случаях необходимой  оказывается помощь непредубежденного, нейтрального посредника (медиатора), способного взглянуть на ситуацию "со стороны".

Нейтральный посредник  помогает сторонам увидеть их проблему иначе, понять, зачем они добиваются того, что вызывает такое сопротивление другой стороны.  Могут ли они достичь тех же целей другим способом? При таком  подходе оказывается возможным найти большое количество других способов удовлетворения тех же интересов, помимо отстаивания позиций.  Среди этих способов нередко обнаруживаются те, которые устраивают обе стороны. Это можно назвать стратегией "выигрыш-выигрыш".

 

ЮРИСТ В РОЛИ МЕДИАТОРА

На самом деле, медиацией с успехом занимаются люди самых разных специальностей. На Западе процент юристов среди медиаторов очень высок.  Медиация - это способ разрешения споров с помощью переговоров с участием нейтрального посредника ( называемого медиатором). Можно сказать, что в медиации не больше и не меньше психологии, чем в большинстве видов юридической практики, таких, как интервьюирование и консультирование клиентов, выступление в судебных прениях, взаимодействие с коллегами-оппонентами  до суда и в суде и во многих ддругих.


Проблемна особенность юридического образования в Украине в том, что при изучении частного права, процессуальных отраслей права не делается акцент на психологию компромисса, как правило не изучаются приемы и методы работы посредника, способного не только дать юридически квалифицированное заключение по существу спора, но и создать спокойную, конструктивную обстановку на переговорах, смягчить личные конфликты, подыскать и предложить сторонам компромиссное решение

Порой в юридической среде существует миф ,что медиация - это очень просто, и любой юрист с опытом и так владеет всеми навыками, используемыми в ней. В крайнем случае, ведению медиации можно подучиться за несколько часов. Бытует также и мнение, что любой способ достижения мирового соглашения в ходе переговоров  со сторонами практически идентичен медиации, и многие юристы ею и так уже занимаются. На самом деле, медиация - специфически организованный процесс с четкими принципами, отграничивающими ее от других форм разрешения споров и широким набором специальных приемов, владение  которыми и обеспечивает ее высокую эффективность.

Еще один миф - то, что медиация возможна только в западной, деловой, рациональной культуре, где люди руководствуются выгодой, тогда как широкой славянской душе “пределы не поставлены” и бурное половодье чувств смывает в конфликте любые логические соображения  по принципу “Выбью себе глаз, чтобы у тещи зять был кривой”. Несомненно, наша культура , по определению культурологов, “женская”, более эмоционально окрашена, чем “мужская” западноевропейская, и важность личных отношений часто перевешивает не только логические, но и юридические аргументы. Это представляет некоторую сложность в процессе медиации (так же, как и в юридической практике), поскольку осознанность, реалистичность и выгодность заключаемого соглашения для сторон принципиально важны. С другой стороны, это как раз способствует эффективности применения медиации в отечетвенной практике. В ходе практики западные техники  преобразовіваются адаптируются  к украинской  специфике и работают  успешно.

 

КОГДА МЕДИАЦИЯ  НЕ ПРИМЕНИМА

Медиация может быть применима не во всех случаях. Прежде всего, для ее осуществления  необходимо желание обеих сторон договориться. Обычно на медиацию настроена одна сторона, а привлечение второй - вопрос искусства и квалификации диспетчера центра медиации или самого медиатора. Даже если это обязательная досудебная медиация, как, например, в случае развода или в суде мелких исков в ряде штатов США, одна или обе стороны легко могут саботировать ее, если не считают необходимой,  выгодной для себя.  

Иногда медиация противопоказана, поскольку важно создать прецедент. Порой истинная вторая сторона недостижима, а ее представитель не обладает должными полномочиями. Можно перечислить еще много ситуаций и причин, по которым судебное разбирательство окажется предпочтительным по сравнению с медиацией.

 

СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЯ МДИАЦИИ И КАК ЮРИСТУ ПОДГТОВИТСЯ К УЧАСТИЮ В МЕДИАЦИИ

 Традиционно процедуру медиации делят на несколько стадий, каждая из которых вытекает из предыдущих:

  • установление контактов и заключение договора о медиации
  • стадия сбора информации
  • стадия переговоров
  • стадия разрешения споров
  • заключительная стадия (заключение взаимовыгодного для сторон договора) 

Будет полезным  для любого юриста, который планирует принимать участие в медиации нижеприведенная «Схема подготовки  к медиации». Она даст возможность верно сфокусироваться, сгруппировать аргументы, определить тактику и участвовать в процессе медиации более гармонично и эффективно.

  1. Анализ  конфликт.
  • Изучите факты, которые оспариваются, и факты, по которым нет разногласий.
  • Определите, степень важности фактов
  • Изложите в схеме составляющие  конфликта и факты, которые  имеет сторона, которую вы представляете
  • Определите и сформулируйте ущерб и другие желаемые цели возмещения.
  1. Оцените возможность решения спора путем медиации
  • Оцените риск. Определите, каковы будут результаты, если стороны не  договорятся
  • Определите сколько времени займет процесс медиации, каковы будут финансовые затраты сторон. Определите параллельно, сколько буде стоит судебное и\или арбитражное разбирательство и какой срок оно может занять
  • Попытайтесь спрогнозировать, какие наиболее вероятные результаты будут получены от медиации. Выясните, насколько сильна правовая позиция вашей стороны, в случае обращения в суд
  1. Обоснованно изложите полученные Вами выводы стороне, которую вы планируете представлять. Объясните, как работает процесс медиации, какие у него стадии  и чем он отличается от иных альтернативных методов решения спора или судебного разбирательства. В этом случае ваша цель: добиться, чтобы клиент понял процедуру и был гарантирован от сюрпризов в процессе посредничества.
  2. Объясните факты и их юридическую трактовку клиенту. Ваша цель помочь понять клиенту, какие обстоятельства не являются фактами (те, которые нельзя доказать).
  3. Объясните законодательную основу возможного спора. Ваша цель помочь клиенту понять, что результат, который будет получен на судебном процессе, не обязательно будет справедливым, а только таким, который дозволен законом.
  4. Оцените состояние спора и степень его эскалации. Ваша цель помочь клиенту понять, сколько времени и денег удастся сэкономить, участвуя в медиации.
  5. Определите и запишите цели, которые клиент хочет достичь на обсуждении и в процессе разрешения спора путем медиации. Ваша цель: удостовериться, что вы идете в правильном направлении в том, что стремитесь получить на сессии посредничества. При необходимости проясните цели вашего клиента или  определить совместно конкретные цели.
  6. Объясните вашему клиенту альтернативы разрешению спора (включая риски, потери, принудительность и накопление судебных проблем, если они есть). Ваша цель: помочь клиенту  понять, что получение судебного решения не обязательно означает конец процесса, что возможны пересмотры дела, например, в порядке кассации и апелляции.

Позаботьтесь об информировании противоположной стороны. Вам необходимо удостоверьтесь, что другая сторона имеет все материалы, необходимые для полноценных переговоров в ходе медиации. Помните, что медиация – это не состязание в суде, и что по статистике более 20% всех неудачных посредничеств провалились, потому что одна сторона не была хорошо подготовлена и отказывалась от медиации.